Принцип работы поезда

Железнодорожные составы стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся о том, что их когда-то не было. И тем более о том, как они работают. А ведь за сто с лишним лет существования этого вида транспорта все очень изменилось на железной дороге. Например, теперь нет паровозов: их можно увидеть только в кино.

Энергия парового котла сменилась мощностями дизельных и электродвигателей. Вагонов в составе теперь гораздо больше, и они могут перевозить пассажиров и грузы на огромные расстояния.

Как устроен современный локомотив

Локомотив приводит в движение весь состав. Он работает благодаря электроэнергии, которая поступает через токоприемники по протянутым сверху проводам. В данном случае используется энергия внешней контактной сети.

Еще один вариант источника энергии для локомотива – дизельное топливо. За счет ее мощности начинают вращаться колеса локомотива, приводя тем самым его в движение. А он, в свою очередь, тянет за собой все вагоны.

На дизельном топливе работает генератор, который вырабатывает электроэнергию. Она приводит в движение двигатель, вращающий колеса.

Электровозы и тепловозы

  1. Электровозы характеризуются большой мощностью и могут использоваться в любой климатической зоне. Это особенно ценно для регионов с холодным климатом.
  2. Тепловоз – автономный локомотив. При поломке или неполадках работы дизельной части он может переключиться на запасную секцию, чтобы доехать до ближайшей ж/д станции. Если ломается электровоз, то на помощь вызывают тепловоз.

Основным достоинством электровозов, помимо мощности, считается их экологичность: полностью отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Сейчас многие страны мира отказываются от использования тепловозов, так как они работают на дизельном топливе.

Пассажирские составы

Пассажирский ж/д транспорт – электрички и поезда. Маршруты электропоездов гораздо короче: обычно они курсируют в пределах области. Пассажирские поезда доставляют людей в другие города, а международные – за границу.

Интересно, что одно и тоже расстояние поезд и электричка преодолевают за разное количество времени. Электропоезд гораздо часто останавливается, на каждой маленькой станции, поэтому едет дольше. Пассажирские и скорые поезда могут развивать более высокую скорость, и остановки делают только на узловых станциях.

В электричках используются моторные вагоны (головные вагон), а не локомотивы. Поезд – более вариативный вид транспорта: он может «питаться» от электричества и двигаться по рельсам благодаря дизтопливу.